Структура бизнес-плана.

Просмотров: 142254

struktura-biznes-planaНезависимо от того, какой бизнес вы планируете организовать, обязательным предварительным этапом будет составление бизнес-плана пример здесь. Это подробный документ, содержащий описание всех этапов работы, цели, задачи, каждого этапа и планируемые результаты. У бизнес-плана должна быть определенная структура, содержание которой мы рассмотрим в этой статье.

Структура бизнес-плана по пунктам

Первым пунктом обязательно расположено резюме фирмы (описание ее возможностей). Структура бизнес-плана должна кратко показать – основные задачи, которые ставятся перед компанией, и предложения, которые она готова сделать потребителям своих продуктов. Важно, чтобы с самых первых строк будущие партнеры и инвесторы поняли, чем фирма занимается (планирует заниматься) и интересна ли им такая деятельность.

Также в этом пункте отражаются важнейшие сведения о фирме и ее деятельности.

В резюме необходимо раскрыть два основных вопроса:

  1. Чем может быть выгодно инвесторам сотрудничество с вами и какую прибыль они могут получить?
  2. Чем они рискуют, вкладывая деньги в ваше предприятие?

В резюме обязательно укажите все направления деятельности, которыми планируете заниматься, расписать цели каждого действия на предварительном и основном этапах развития бизнеса, проанализировать место компании в структуре потребительского рынка. В этой же части нужно описать, какими сотрудниками будут выполняться основные обязанности.

Во втором пункте нужно описать товары или услуги, которые вы планируете предлагать потребителям. Если товаров (услуг) будет несколько, тогда четко разделите их на основные и второстепенные.

Для каждого товара (услуги) нужно будет указать название, описать муть услуги или основные свойства товара. Если есть возможность, то желательно подкрепить все фотографиями и картинками. Затем стоит рассмотреть вопрос, какие потребности клиентов будут удовлетворяться с помощью вашей продукции, оценить спрос на нее и его постоянство в зависимости от различных условий. Далее нужно проанализировать стоимость продуктов и соотношение цены и качества.

После необходимо запланировать места продажи товаров (оказания услуг) и проанализировать его конкурентные преимущества. Если есть недостатки (а они будут в любом случае), их также нужно вписать в бизнес план.

Здесь же нужно рассчитать планируемые себестоимость и доходы. И осветить вопрос о необходимости получения лицензии или сертификата на выполнение данного виде деятельности.

Главная задача второго раздела – дать полное представление о продукции, которую будет продавать ваша фирма и услугах, которые вы планируете оказывать.

Еще одним важным разделом в структуре бизнес-плана является анализ рынков сбыта. В этом разделе начинающий бизнесмен должен четко осознать и дать полное представление другим о своем месте на потребительском рынке.

Для этого вам нужно продумать следующие моменты:

  • где вы предполагаете продавать свою продукцию (оказывать услуги);
  • какие сегменты рынка вы планируете занять;
  • есть ли данные по спросу аналогичных товаров в вашем городе или регионе;
  • каким образом можно увеличить спрос на вашу продукцию и можно ли его изменить;
  • что вы планируете делать, если потребительский рынок будет меняться;
  • какие способы вы использовали для изучения рынков сбыта;
  • другие вопросы, которые важны для анализа рынков сбыта.

Также в этом разделе обычно производится оценка емкости рынка, потенциальных и реальных объемов и темпов продаж.

Это очень важный раздел, так как для развития бизнеса очень важно объективно оценивать свое место на потребительском рынке. От этого зависит успех всего мероприятия по созданию своего бизнеса с нуля.

Четвертым разделом вашего бизнес-плана должен стать анализ работы конкурентов. Без мониторинга процессов реализации аналогичных продуктов правильно выбрать направление, в котором стоит двигаться практически невозможно. С помощью анализа можно заранее спроектировать возможные ошибки и способы их устранения. В этом разделе стоит обозначить конкурентов, подробно описать работу конкурирующих фирм, особенности их деятельности и источники получения этих сведений.

В конце стоит сделать аналитические выводы из этой информации, еще раз подчеркнуть сильные и слабые стороны каждого конкурента в отдельности и всей сферы деятельности в общем.

Не помешает сравнение цен и условий, предоставляемых клиентам. Также проанализируйте качество продукции у конкурентов, если вы конечно не собираетесь продавать абсолютно то же самое, что и они. В любом случае это поможет узнать вам своих соперниках и разработать способы борьбы с ними.

Пятым и одним из важнейших пунктов который входит в структуру бизнес-плана должен стать план маркетинга. Здесь вы еще раз формулируете цели своего бизнеса и снабжаете их наиболее быстрыми вариантами достижения. Этот пункт должен давать уверенность в том, что у вас все получится и бизнес начнет приносить прибыль очень и очень скоро. Здесь вам необходимо продать собственный бизнес и себя, как его владельца, инвестору. Не стоит описывать все научным или сугубо профессиональным языком. Важно, чтобы Вас понимали даже те, кто не является специалистами в данном виде деятельности. Чтобы они захотели вложить в развитие вашего дела свои деньги и получать умопомрачительные доходы вместе с вами.

Многие бизнесмены не уделяют маркетингу должного внимания, считая его бесполезной наукой. На самом деле грамотный маркетинг может помочь начать зарабатывать деньги как можно быстрее. А вот его отсутствие или неправильно выбранная стратегия может завести начинающий развиваться бизнес в тупик.

Выделяют несколько основных видов маркетинга:

  1. Конверсионный. Вызывает у потребителей чувство, что этот товар или услуга им очень нужны. Это чувство появляется, даже если в прошлом был негативный опыт покупки этой продукции.
  2. Противодействующий. Уменьшает иррациональный спрос.
  3. Поддерживающий. Поддерживает оптимальное соотношение спроса и предложения.
  4. Развивающий. Направлен на превращение потенциального спроса в реальный.
  5. Демаркетинг. Применяется в случаях, когда спрос значительно превышает предложение.
  6. Стимулирующий. Этот вид больше подходит для усиления спроса на невостребованные товары.

То есть, вы анализируете товар, спрос на него и разрабатываете свою маркетинговую стратегию, направленный на развитии бизнеса с учетом полученных данных.

Таким образом, вам необходимо определиться с решением следующих вопросов:

  1. Каким образом будет распространяться ваш товар? Сможете ли вы продавать его самостоятельно или вам понадобиться развитие собственной дистрибьюторской сети?
  2. Если вам необходим будет отдел продаж или служба сбыта, то какое количество персонала там будет работать? Нужно ли будет тратить деньги на предварительное обучение этого персонала?
  3. Каким образом соотносятся цена и качество ваших услуг?
  4. Какова себестоимость товара?
  5. Как соотносится ваша цена с ценами конкурентов на этот же или аналогичный товар?

Если вы собираетесь производить собственную продукцию, то в вашем бизнес-плане должен быть еще один немаловажный раздел – план производства.

Здесь вам необходимо ответить самому себе и инвесторам на основные вопросы:

  1. где будет осуществляться производство продукции?
  2. какое оборудование вам понадобиться?
  3. можно ли производить товар на уже существующем предприятии или нужно будет вкладывать средства в открытие отдельной линии?
  4. как далеко будет находиться производство от основного офиса?
  5. какие производственные мощности должны быть на начальном этапе работы?
  6. где вы будете закупать сырье?
  7. какие трудности могут возникнуть?
  8. какой бюджет нужно заложить в виде издержек?

Также здесь стоит рассмотреть вопрос о влиянии производства на окружающую среду. Если производство вредное, то, возможно, придется получать дополнительные лицензии и разрешения.

Следующим разделом, который мы рассмотрим, будет финансовый план. Без финансов начать осуществление проекта будет невозможно. Поэтому в бизнес-плане необходимо подробно описать, сколько средств нужно на реализацию задуманного, и как планируется их потратить. Также в этом разделе должен быть определен пакет документов, по которым можно будет оценить расходы и доходы, и составить отчетность. Это может быть смета, оперативный отчет, данные о движении денежных средств и балансовый отчет. Периодичность составления отчетов обычно составляет от одного месяца до одного года.

Приложением к вашему бизнес-плану должны служить различные пояснения. В них необходимо подробно расписать нюансы ведения дела (которые не были описаны ранее). Здесь же нужно разместить копии необходимых документы – разрешений, сертификатов, лицензий, договоров, свидетельств и др.

В некоторых случаях в бизнес-план включается еще один раздел, где рассматриваются возможные риски. Если вы не хотите показывать эти сведения потенциальным инвесторам, то можно сделать этот пункт в структуре бизнес-плана внутренним (оставить только для внутреннего пользования), но составить его все-таки необходимо. В числе возможных рисков могут оказаться непредвиденные расходы, убытки в связи с форс-мажорными обстоятельствами, проблемы со сбытом или производством. Здесь же стоит спланировать действия, которые вы будете предпринимать при наступлении неблагоприятных обстоятельств. С помощью этого раздела вы при необходимости сможете быстро сориентироваться в ситуации и выбрать наиболее оптимальное решение.

Мы рассмотрели основные разделы структуры бизнес-плана. Конечно, этот документ разрабатывается индивидуально и может содержать дополнительные части и пункты. Не забудьте позаботиться о сохранности бизнес-плана, ведь в нем содержатся ваши личные идеи, которыми с легкостью может воспользоваться недобросовестный человек, которому этот документ может случайно попасть в руки. Знакомьте с бизнес-планом только надежных людей и верных партнеров.

Сейчас читают эти бизнес идеи:

Предыдущая идея: Как написать бизнес-план.
Распределение идей на сайте по рубрикам достаточно условно, поэтому Вы можете обнаружить интересные новые бизнес идеи в любой рубрике.